Как-то в юности я видел фильм, где батюшка показывает мальчику, как тому следует сажать саженцы в землю (не помню какие, не суть важно). Изюминка была в том, что сажал он их ботвой в землю, а корнем значит к солнцу. После демонстрации высаживания саженцев, батюшка отошёл по своим делам, а мальчишке наказал продолжать дальше…
Но не тут-то было! Мальчик оказался совсем не глуп. Выкопал, посаженные батюшкой вверх ногами саженцы и вместе с остальными посадил их корнем в землю. Он был явно доволен собой! Батюшка, как думал мальчик, уже был старенький и слепенький, вот и не заметил, что саженцы вверх ногами посадил…
Когда батюшка пришёл принимать работу своего нового послушника (обратите внимание на слово «послушника», что оно в себе несёт), он увидел не ту картину, которую наверное хотел или думал, что на сей раз-то может получиться, увидеть. А мальчик, по началу светившись от радости, что всё сделал, как надо, вдруг незадачливо и с онемевшим челом посмотрел на нахмуренные брови старца и его строгие, но всё же сохранившие свою доброту, глаза. «Что!? Что не так?» – Читалось в глазах мальчишки.
Ну, получил мальчишка нагоняй, что ослушался батюшку и не посадил саженцы так, как он ему показывал. Типа ослушался и не прошёл испытание на послушание…
Не знаю, но иногда мне кажется, что это классическое испытание на послушание и его проходят все или почти все послушники.
Но давайте поразмыслим…
Что было бы, если мальчик всё сделал так, как показывал ему старец?
Какова конечная цель испытания? – Научиться послушанию? Посадив саженцы вверх ногами!? А потом учиться смирению и терпению – пересаживая их обратно? А мудрости получается тоже надо учиться!
И в чём тогда мудрость или где ей начало?
Так вот рассмотрим такой вариант.
Если бы мальчик всё сделал по оставленному указанию, то батюшка, наверное, мог похвалить его за послушание… А может, он бы также выразил своё наигранное негодование, что мальчик посадил саженцы вверх ногами? – «Как же теперь им расти? Ну, давай, пересаживай их обратно, как надо!» Вот вам и испытание на смирение и терпение.
Но как всего этого можно было бы избежать? Я не говорю, что нужно избегать хороших испытаний, - это всё замечательно при учении. Но потраченное в пустую время – это довольно ценный для нашего мира ресурс. И здесь определяющим выступает мудрость. Кстати тоже испытание! – На мудрость.
И в чём здесь мудрость? А вот в чём… Когда батюшка показал мальчику, как сажать саженцы (посадив их вверх ногами), мальчик, зная, что так саженцы не сажают, должен был сказать об этом старцу и уточнить – точно ли именно так (как батюшка показывает) их нужно посадить.
Некоторые могут возразить, - мол нельзя батюшке перечить… На то оно и послушание. Ну, например: «Старик не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить.» – А. С. Пушкин.
Не знаю, по мне так мудрый старец, на такой вопрос мальчика, не должен думать, что тот ему перечит, но должен заметить именно проявление мудрости.
Послушание без мудрости – прецедент для непрохождения испытания на мудрость, которая с любовью на одной «полке» стоит, и как следствие – прохождение испытания на смирение, когда ошибки исправляешь.
Мудрости всем!